Для бизнеса в сфере питания хорошо, когда это сеть и существует возможность масштабирования. Идеально, когда есть стационарные точки и есть фудтраки. Когда они используются не для заработка, а как маркетинговая составляющая для привлечения в постоянные места.
С помощью фудтрака в Москве можно пробовать зарабатывать на кейтеринге и мероприятиях около него. Но и для кейтеринга должна быть продумана технология, нужен заготовочный цех. Приехать и шашлыки пожарить на несколько человек — это не бизнес. Наверное, такой бизнес возможен как сезонный: летом торговать у пляжа, зимой — у лыжного склона. Это другие запросы, другие пожелания. Вот и получается, что в Москве нет таких историй и выгоднее и лучше делать стационарный проект. Или купить, например, контейнер, оборудовать, перевозить и также торговать — вариант может быть вполне рабочий. И все же современный фудтрак как бизнес может быть экономически целесообразным, но для этого необходимо заранее все рассчитать и иметь запас прочности для лавирования.
В нашей климатической зоне невозможно длительно сезонно работать, тем более с продуктами того качества и уровня, который хотят видеть жители Москвы и гости столицы. Многим хороший бургер по 300 рублей на улицах города им не нужен: нет посадки, нет комфортной зоны для принятия пищи. Тем более одним бургером не обойтись и в итоге средний чек выйдет порядка 500 руб., а людям нужен не больше 200-250.
Вопрос отношения к фудтракам в Москве властей — вопрос равноправия. В большинстве случаев владельцы таких мобильных точек питания следят за фирменным стилем, за качеством продукта, и то, что улицы города очистили от некрасивых ларьков, — здорово. Качественная и горячая еда фудтрака хороша для городских мероприятий или торговли в парках: там есть холодильное оборудование и все необходимое для соблюдения торговли, норм СЭС и Роспотребнадзора, хотя в некоторых парках недоработан вопрос по СНиПам.
Обилие фудтраков — весело, круто, всем они нравятся, но модель бизнеса не очень рентабельная. Если создать высокий фудкост, а это в Москве возможно, удастся отбиваться на продажах. С ориентацией на моноконцепт (6 кв. м — небольшая площадь), бургеры, кофе и лимонад. Но с этим продуктом сложно стоять рядом с бизнес-центрами, когда это одна и та же аудитория — она наелась и больше не покупает.
А вот если взять два фудтрака в Москве и два комплекта оборудования (столики, стойки в виде бочек и столешницу для уличного стола). В среднем на прием заказа уходит минута. Организуйте сокращение времени и эффективность обслуживания за счет такого решения: в очередь выходит официант с мобильным устройством и, начиная с третьего-четветрого человека, принимает заказы, которые сразу отображаются на мониторе сборщика заказа. Клиенту при своем заказе остается назвать его номер, получить готовую еду с напитками и расплатиться — тогда выходит не более 30 секунд. Один заказ (через кассу) в минуту — это всего лишь 60 заказов в час, а средняя временная продолжительность работы точки в столице 8 — 10 часов. Недаром во «Вкусно — и точка», как правило 5 касс работают.
Все это будет работать, если будут заранее приготовлены заготовки, складские помещения и нанятые сотрудники. И это уже вполне рабочая бизнес-модель.