Вся история, связанная с фудтраками как с бизнесом, ограничивается тем, что в России только пять месяцев в году, когда стоит теплая погода. Это то время, когда люди готовы есть на улице. И нужно хорошо понимать, что на этих пяти месяцах придется строить финансовую модель. Когда начинающие предприниматели говорят о том, что наверняка можно заработать на фудтраке и зимой, поставив его рядом с бизнес-центром, я им отвечаю: да, можно, но, если идет дождь или снег, люди к вам не пойдут, они пойдут в столовую или в кафе в том же бизнес-центре.
Когда фудтраки появились в Америке, это была очень романтичная история: там случился бум непрофессиональных поваров, им нужно было снижать затраты, и они начали работать в фудтраках. Однако в США в большей части страны хорошие климатические условия. Плюс в Америке, да и в Европе государство выступает как фасилитатор – это тот, кто превращает процесс коммуникации в удобный и легкий для всех ее участников.). И государство, увидев в фудтракерах еще один канал потенциальных налогов, быстро приняло закон, как следствие на Манхэттене появились фудтраки.
Чтобы решить, заходить в этот вид бизнеса или нет, стоит оценить следующее: что происходит сейчас, что будет происходить в будущем и какая в этой нише конкуренция. Исходя из этих предпосылок, можно сказать, что сейчас в отношении фудтраков нет четких законодательных норм и неясно, появятся ли они в ближайшем будущем. Если закон появится, то деятельность, связанная с этим видом бизнеса, наверняка будет стандартизирована и ужесточена, в первую очередь в части санитарных норм, во вторую — транспорта. А значит, трак должен быть экологичным. Старые машины в эту историю не будут вписываться. Вывод напрашивается следующий: вложения в фудтрак пока сопряжены с большими рисками.
Если рассматривать фудтрак как вариант диверсификации бизнеса, то тут главное, чтобы он не стал дополнительным источником расхода. При наличии кафе или ресторана фудтрак можно использовать для работы на фестивалях и как вариант обслуживания выездных мероприятий. По-другому на нем невозможно зарабатывать.
Придумайте продукт под аудиторию. Поймите, где вы будете зарабатывать, какая будет бизнес-модель. И ищите площадку. Если это бизнес-центр, просчитывайте модель: работа — в дневное время, пять дней в неделю, продукт — бизнес-ланчи.
После того как придуман продукт, переходите к подбору технологии и оборудования, затем выбирайте фудтрак. Важно понять, поместится ваша технология в него или нет. Относитесь к бизнесу на фудтраке как к эксперименту, если он не принесет больших денег. Или ведите себя как герой фильма «Шеф-повар на колесах»: можно жизнерадостно колесить по просторам необъятной России с гастрономической миссией исследования, а вернувшись домой, стать обладателем самой обширной базы местных специалистов и интереснейших продуктов.