Еда в фудтраке — это формат классической уличной еды. У нас есть такое понятие — фестивальная еда. Это смесь интересной уличной еды и фастфуда. Готовое блюдо должно очень быстро готовиться и отдаваться, при этом человеку должно быть удобно его есть стоя, сидя на травке или на ходу. Еда должна быть несильно дорогой, хотя, как правило, она обычно дороже, чем в ресторане.
Бизнес на фудтраках не столь прост, как кажется на первый взгляд. Как и в любом ресторанном формате, здесь нужно предложить гостям вкусную, оригинальную еду, обеспечить стабильное качество и безопасность блюд, продемонстрировать дружелюбие и заинтересованность в госте. Вот только все это фудтракеру придется делать в условиях очень ограниченных производственных площадей и опираясь на крошечную команду сотрудников.
Но даже самая блестящая концепция может погибнуть, если поддаться романтическим иллюзиям и попытаться в тесном фудтраке готовить абсолютно все из-под ножа. Тренд последних лет — использование готовых продуктов и полуфабрикатов на профессиональной кухне, для мобильного общепита это не просто мода, а жизненная необходимость. Возиться в фудтраке с заготовками — непозволительная роскошь и неразумное расходование ресурсов. К тому же в фургоне гораздо больше санитарных рисков, а значит, все процессы должны быть максимально технологичными, стандартизированными и отработанными до автоматизма. Один из способов оптимизации производственных процессов в фудтраке — использование готовых соусов. Решения от известных поставщиков этого продукта позволяют значительно сократить издержки, гарантируют стабильность вкуса и качества блюд, они удобны и гигиеничны в использовании. Важно и то, что в случае с готовыми продуктами влияние человеческого фактора сведено к минимуму, а это значит — ошибок в работе будет значительно меньше. Ассортимент соусов столь обширен, что их можно использовать практически в любой концепции: есть и классика, и новые вкусы, и восточные специалитеты, учитывающие последние кулинарные тренды.
На кухне фудтрака лучше всего использовать соусы в специальной упаковке. Объем упаковки 1-2 кг оптимален для работы с большим трафиком. Балки (так на профессиональном языке называются пакеты весом 1,2 кг) легко использовать — их можно перелить в сквизы, они удобны в транспортировке, не занимают много места при хранении и их очень просто утилизировать. Особенно важно, что в такой упаковке обеспечена максимальная гигиеническая защита продукта. Соус в балке уже готов к применению, и его можно использовать в буквальном смысле до последней капли. Сроки хранения соусов в профессиональной упаковке — 6 месяцев, причем некоторые хранятся даже при комнатной температуре. В балках выпускаются и соусы классического ассортимента: томатный кетчуп, горчичный, майонезный, томатный барбекю, сырный и чесночный оригинальный, и новинки.
Использование дип-потов — это уже классика быстрого и мобильного обслуживания. Уличную еду теперь сложно представить без маленьких удобных упаковок соусов самых разных вкусов. Но в фудтраках возможны и другие варианты. Четыре классических соуса в балках по 2 кг — томатный кетчуп, майонезный, горчичный и цезарь — можно использовать в дозаторах. Это практичное и стильное решение для фудтраков.
Герметичный пакет с соусом соединяется через коннектор упаковки с диспенсером, обеспечивая максимальную гигиеническую защиту продукта и легкость в работе. Это решение гарантирует высокую точность дозирования и расходование продукта без потерь — одним нажатием вы получаете ровно 25 мл.
И еда должна быть интересной. Потому что людям не очень хочется есть то, что они и так едят в городе. Какая уличная еда может быть востребована? Например, все альтернативные бургеры. Разбирают сладости — торты, десерты, блины с начинками. В принципе, любой формат жареного мяса, даже не дешевые стейки, хорошо едят. Стейк жарят в закрытом хоспере, режут кусочками и отдают в коробочке, с овощами.
Если предположить, что вложения в фудтрак составят 1,2 миллион рублей, то за летний сезон можно принять участие в среднем в десяти мероприятиях. На каждом мероприятии надо будет продавать в лучшем случае по 500-600 порций. Классно, если есть возможность продать тысячу и более порций, но не все организаторы мероприятия могут обеспечить такую высокую проходимость. Поэтому пусть это будет 1000 порций, при среднем чеке 400-500 рублей выручка с одного мероприятия составит около полумиллиона рублей. За весь сезон эта сумма будет равна 4-5 миллионам рублей.
При этом понятно, что рентабельность на крупном мероприятии составит от 20 до 50%. Но даже при рентабельности в 20% прибыль будет около миллиона рублей. Получается, что за один сезон гипотетически можно отбить вложения. И только на следующий год фудтрак начнет зарабатывать. Если зоны отдыха не переведут в режим особых или природоохранных зон и туда нельзя будет заехать на колесном транспорте. Так что, возможно, выгоднее брать прицеп, а не фудтрак.
Наверное, фудтрак будет удобен для тех компаний, которые занимаются выездным кейтеринговым обслуживанием. Это неплохой маркетинговый инструмент, работающий для привлечения гостей. И в этом случае надо покупать красивый фудтрак, а не функциональный, например, старую модель «Фольксвагена», и сделать в нем бар.
Возможно, функциональный фудтрак нужен ресторану, если он собирается участвовать во всех фестивалях, какие проходят летом в городе, чтобы за это время заработать и отбить вложения. Но надо быть морально готовым к тому, что фудтрак — это отдельная история про отдельный бизнес и инвестиции. И если она не «выстрелила» и не принесла вам ожидаемую прибыль, на которую вы рассчитывали, не расстраиваться слишком сильно и всерьез. Помните: фудтрак — это эксперимент.