Действующие лица: Матрена — полная, краснощекая, Марфушечка— бледная, худая.
Декорации деревенской избы: лавка, накрытая лоскутным одеялом, стол.
Звучит русская народная музыка, появляется Матрена.
Матрена. Доброго здоровьица, дорогие мои! Отчего грустные такие? Не пристало добрым молодцам и красным девицам грустить, когда на дворе весна-красна стоит. Впору присесть на завалинке, погреться на солнышке да сказочки послушать. Я, Матрена-гулена, очень люблю сказки! А вы как к сказкам относитесь? (После ответов.) Есть любимые? У меня тоже есть любимая сказка (показывает книгу), а называется она (по слогам) «Конек- Горбунок». Нравится мне на печи полеживать зимой, а весной, на завалинке сидя, книжечку почитывать. (Читает.)
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе — на земле жил старик в одном селе.
У крестьянина три сына:
Старший умный был детина.
Средний сын и так, и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу.
В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить…
Выбегает Марфушечка, хлещет сестру Матрену полотенцем.
Марфушечка. Ах ты, гулена! Ах ты, бездельница! Сама никакой домашней работы не ведешь, только книжечки почитываешь и ребят пустому учишь! Матрена. Марфушечка-душечка, не кричи! От твоих криков у меня в ушах звенит и аппетит пропадает. Зато ты грамоте не обучена, ни одной буквы не знаешь.
Марфушечка. Нет у меня свободного времени, чтобы грамоте учиться. Я день- деньской по хозяйству хлопочу, как пчелка тружусь за себя и за тебя, пока ты книги свои читаешь. Присесть отдохнуть и то некогда… А, буквы я знаю: А, Бы, Мы.
Матрена. Стыдно, Марфушечка, буквы не ведать! Спроси у ребят, что сегодня собрались, так они тебе поболе буквочек назовут.
Марфушечка общается с детьми. Те называют буквы.
Стыдно? Вот то-то же! А еще мне ребята говорили, что они очень любят сказки, Марфушечка. Сказки ты, Матрена, мне потом почитаешь. А сейчас, ребятки, вы мне помогите разобраться, что прячет моя сестрица Матрена в этом узелке на печи, под подушкой. (Матрена пытается отнять узелок.) Говорит, волшебные вещички какие-то. Давно применила бы эти предметы у себя в хозяйстве, да боюсь притрагиваться, не зная…
Матрена. Отдай, коли не знаешь. Те, кто прочитал сказку про Конька- Горбунка, сразу разберутся, что это за предметы. (К ребятам.) Кто сказку хорошо помнит? Подходите к узелку, доставайте волшебные предметы и рассказывайте об их необычных свойствах. Кто долго думает и вовремя не отвечает — выходит из игры.
Предметы: перо Жар-птицы, 3 луковицы, которые взял с собой Иван, корона Царь-девицы, фигурка месяца (мать Царь-девицы), перстень — без него Царь-девица не хочет идти к венцу и др.
Марфушечка, а ты веришь в сказки? Марфушечка. Конечно, верю! Матрена, когда я сюда шла, услышала, что у старика из твоей книжки было три сына. Может быть, стоит нам с тобой в ближайший праздник съездить в ту деревню, где братья проживают? Вдруг мы кому-нибудь из них понравимся да замуж выйдем?
Матрена. Ты сказку плохо знаешь. Вспомни, что о них написано: «Старший умный был детина…»
Марфушечка. Вот-вот, Данило мне в самый раз…
Матрена. «Средний сын и так, и сяк». Марфушечка. Вот-вот… и этот мне подходит. Таврило, да? А тот, кого Иваном кличут, — это для тебя. Такой же ленивый.
Матрена. Ах ты, змея подколодная! Послушай, какие дела вершил в сказке Иван, пока братья его спали. А твой Данило…
Ночь ненастная настала,
На него боязнь напала,
И со страхов наш мужик
Завалился на сенник.
А это про Гаврилу:
Стало сызнова смеркаться,
Средний брат пошел сбираться,
Взял и вилы, и топор
И отправился в дозор.
И всю ночь ходил дозором
У соседки под забором.
Марфушечка (внимательно слушая). А дальше… далее что? Читай, Матрена, пожалуйста!
Матрена. Марфушечка, учись грамоте, сама потом и прочтешь.
Марфушечка. Матрена, я вместо тебя полы вымою…
Матрена. Нет. Учи буквы. Марфушечка. Я для тебя пирожок
испеку.
Матрена (задумывается). Нет, сестрица, не уговаривай. Грамота в жизни необходима. Буквы учить — не траву косить. Кстати, поле с пшеницей, которое охранял Иван, потом еще скосить надо было. Поэтому мы с ребятами поиграем в старинную игру «Иван- косарь».
Выбирается «Иван», он «косит» траву. Остальные дети отходят от «Ивана», выбирают себе названия животных, чтобы «Иван» не слышал. Начинается диалог.
— Иван-косарь, что ты делаешь?
— Траву кошу.
— А зачем косишь?
— Коров кормить.
— А зачем коровы?
— Молоко доить.
— А зачем молоко?
— Сыры лепить.
— А зачем сыры?
— Охотников кормить.
— А зачем охотники?
— Зверей ловить.
Дети разбегаются, Иван ловит. Пойманному он может задать один вопрос (У тебя есть рожки? и т. д.), тот отвечает «да» или «нет». Если Иван угадывает животное, то уступает место пойманному, который становится «Иваном» и после присказки «ловит зверей».
Марфушечка. Матрена, ну хоть намекни, о чем дальше в сказке говорится? Матрена. О Коньке-Горбунке. Марфушечка. Расскажи.
Матрена. Хорошо, слушай: «Жил-был Царь, у него был двор. Во дворе мочало. Эта сказка хороша, рассказать сначала»?
Марфушечка. Расскажи!
Матрена. «Жил-был Царь. У царя был двор…»
Марфушечка. У-у-у! Матрена, не хитри! Издавна в народе рассказывают докучные сказки. Я и сама сказку про белого бычка знаю. Ребята, а вы знаете такие сказки? Расскажите.
Дети вспоминают докучные сказки.
Матрена. Вот, сестрица, не будешь грамоте учиться — всю жизнь только докучные сказки придется слушать. Марфушечка. Хоть страничку прочитай, Матрена! Вон обложка какая красивая у книжки, а какой молодец на обложке! Наверное, принц или король. А вот и ослик рядом.
Матрена (передразнивая). Принц, ослик! Иван это нарисован и Конек- Горбунок. Ах ты, недоучка! Мне даже страшно жить с тобой в одной избе. В наше время не уметь читать очень опасно для жизни! С сегодняшнего дня сама все по дому делать буду! Если ты для пирогов купишь не пшеничную муку, а ржаную — не беда. А если вместо шампуня купишь жидкость для мытья окон или отраву для тараканов? Мы с тобой лысыми останемся!
Марфушечка плачет.
Ладно уж, не плачь. Давай у ребят спросим, что они про Конька-Горбунка и Ивана знают.
Какого цвета была златогривая кобылица, которая отблагодарила Ивана, родив коней и Конька-Горбунка? (Белого.)
Почему Конька звали Горбунком? (У него было два горба.)
Кем Иван служил у царя? (Конюхом.) Какое условие он поставил царю, идя на службу? (Чтобы давал высыпаться.) Куда Иван прятал перо Жар-1ницы? (В тряпицу и шапку.)
За что было наказано Чудо-юдо рыба кит? (За проглоченные корабли.)
В какой последовательности Иван должен был искупаться в котлах? (В молоке, в горячей воде, в холодной воде.)
Сколько захватывающих приключений пришлось пережить Ивану вместе со своим верным Коньком! Не буду рассказывать, Марфушенька, сама прочитаешь…
Как в суседки он попал,
Как перо свое проспал,
Как хитро поймал Жар-птицу,
Как похитил Царь-девицу,
Как он ездил за кольцом,
Как был на небе послом,
Как он в солнцевом селенье Киту выпросил прощенье,
Как к числу своих затей Спас он тридцать кораблей,
Как в котлах он не сварился,
Как красавцем учинился…
Словом, наша речь о том,
Как он сделался Царем.
Марфушечка. А дальше?
Матрена. А дальше у ребят спроси или читать учись.
Марфушечка. Ребята, а вы все умеете и любите читать? Мне так понравилась сказка Ершова «Конек-Горбунок», что я решила обязательно выучиться грамоте.
Матрена. Испеки пирогов побольше, я самовар поставлю, и станем с тобой, Марфушечка, буквы вечерами изучать. Марфушечка. Матрена, ребята, зы хоть намекните, чем заканчивается сказка? Матрена. В сказках всегда добро побеждает зло! А заканчивается сказка словами:
Я там был, мед, пиво пил.
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало. Марфушечка (обиженно). Ну нет! Обязательно научусь читать, и сама прочитаю все сказки на свете!
Детский праздник завершен.