Дети собираются на праздник по поводу окончания учебного года. Вдруг врывается слегка взбалмошный профессор Хмык, кидается к детям, пожимает им руки.
Хмык. Здравствуйте, здравствуйте, коллеги! О, наслышан, наслышан о ваших больших достижениях в научной области. Вы, окончив… класс, стоите на пути глобальных открытий! Вы — гиганты мысли! Великаны школьных дисциплин! Величина вашего разума достигла небывалых высот! (Успокоившись.) М-да, чего не скажешь о величине вашего роста… (Убегает, вывозит гигантский ростомер, где на высоте 2,5 м — отметка «Гигант мысли».) Вот какими вы должны быть по окончании … класса! Но не расстраивайтесь: так часто бывает с детьми, что их рост немыслимо отстает от их интеллекта, их разума! Но вам невероятно повезло! Всю свою жизнь я, профессор Хмык, потратил на эксперименты по увеличению тел в пространстве! И наконец-то мои опыты увенчались успехом! Я и только я могу вам помочь! Я увеличу ваш рост до величины вашего разума! Рост в 5 метров вас устроит? В 4? В 3? В 2,5? Договорились! Вы только представьте, какими красавчиками вы явитесь в школу 1 сентября! За мной! В мою научную лабораторию!
Дети и профессор поднимаются в зал, где будет проходить праздник. Над входом надпись: «Научная лаборатория роста».
(Таинственным голосом.) Во избежание попадания в мой уменьшительно-увеличительный коллайдер посторонних частиц прошу вас надеть изоляционные костюмы! (Одевает детей в одноразовые халаты.) Прошу вас соблюдать спокойствие и тишину! Сейчас мы с вами погрузимся в протонно-нейтронный увеличительный блок!
Проходят в затемненный зал, где находится доска с различными формулами и чертежами. Раздаются звуки пощелкивания и потрескивания. Низ сцены оформлен как некий прибор с шестеренками, винтиками и т. д. С потолка спускается некая конструкция в виде прозрачного цилиндра. Детей Хмык заводит в эту конструкцию, родители рассаживаются в зале.
(Бормоча.) Индекс массы тела, размер памяти и интеллекта 100 Гб, рост прямо пропорционален давлению полученных знаний на нейроны головного мозга…
Сила звука возрастает, появляется гул, а затем следует взрыв. Зал погружается в полную темноту, занавес раздвигается. На сцене предметы гигантских размеров.
Что случилось, откуда взялся этот взрыв? И почему из моего увеличительно-уменьшительного пульта идет дым?
Профессор начинает разбирать пульт, слышится звук сломанного прибора.
О нет! Опять я что-то перепутал! Видите ли, у меня в школе по математике была крепкая тройка, а по физике — слабая пятерка… Или наоборот?.. Не помню… Я вечно путал сложение и вычитание. И вместо того чтобы вас увеличить, я вас… уменьшил. Короче, кролики вы мои подопытные, мышатки вы мои неопытные, в общем, дети! Вы никуда не торопитесь? Просто на ближайшие лет 40 мы останемся у меня в лаборатории. Конечно, я попробую что-нибудь придумать, но ничего не обещаю. А пока присаживайтесь, тут у меня специальные контейнеры для лабораторных подопытных мышей, то есть малышей приготовлены…
Рассаживает детей в зале.
(Бегая по сцене.) О, моя шляпа! Теперь она больше похожа на бассейн, я в ней помещусь целиком. Мой любимый табурет! Теперь я смогу в нем жить, если сделать стены… Все пропало! Нет, вместе мы справимся, предпримем мозговой штурм! Что влияет на рост человека? Что поможет нам снова вырасти? Может, срочно изобретем что-нибудь?
Ответы детей.
Во сне мы растем? Хмык! Хотя выбора-то нет.
Появляется новый персонаж СиМ.
У него уши крепятся к ободку. Большая лапа и рука сделаны из поролона. На одной руке могут быть «мускулы», на другой нет. В жилет вшиты светодиоды, или он украшен гирляндой у нас и нет особо.
Закрываем глаза, поднимаем руки на уровне груди и представляем, что мы — парящие белые лайнеры, которые взлетают на высоту 10000 метров.
Слышны звуки ветра и летящего самолета, переходящие в звук падающего самолета.
Что произошло? (К детям.) Это ты не справился с управлением? Или ты? Не помогло, мы так и остались меньше спичечного коробка.
На сцене начинает двигаться гигантская шляпа. Из нее выкарабкивается существо, у которого одно ухо больше другого, одна рука больше другой и т. д.
СиМ. Что это за шум, и почему вы мне не даете спать?! Ну нет никакого покоя бедной подопытной лабораторной мышке…
Хмык. СиМ, дружище, ты ли это? Знакомьтесь, дети, это — сильно измененная мышь, сокращенно — СиМ! А я тебя потерял.
СиМ. Потерял? Да ты даже и не искал меня, когда уменьшил до размеров спичечной головки! Постой, да ты же и сам теперь такой же, как я! Ха-ха, теперь я буду звать тебя СиП! Сильно измененный Профессор! Ур-р-р-р-ра! СиП осип!
Хмык. Кто-то допищится сейчас! (Гоняется за СиМом по залу. Запыхавшись, падают на сцену.) Прости, пожалуйста, СиМочка, я больше не буду обижать тебя… Нам надо вместе выбираться из этого нелепого положения. СиМ. Да ладно, я не злопамятный. И вообще, даже хорошо, что вы теперь со мной. Мне нескучно будет. А я дом себе соорудил из вещей, которые ты кидаешь на пол, огород развел, морковку, огурчики выращиваю…
Хмык. Морковка! Это же главный продукт роста! Давай скорее сюда! СиМ. Э, нет! Тебе я вообще ничего не дам, тиран! А ребят угощу. Но только тек, кто скажет мне, в каких блюдах используется морковь.
Ответивших приглашают на сцену.
Сейчас мы устроим настоящее морковное пиршество! Но вот беда: всю прошлогоднюю морковь я уже съел, а новую посадить все лапы не доходили. (К детям.) Но вы же мне поможете? Сейчас я вам выдам пакетик с семенами. Как известно, семечко морковки очень маленькое, просто малипусенькое. (С трудом вытаскивает семена гигантских размеров — большие надувные мячи, покрашенные в коричневый цвет, в большом мешке.) Вот, приберег для вас один пакетик с семенами. (Вытряхивает мячи на сцену.) Да не удивляйтесь вы так, мы же теперь с вами тоже не Гулливеры.
Хмык. Да… Чтобы выкопать ямку для такого семечка, придется изрядно попотеть.
СиМ. А я что тут, по-твоему, делал все это время? Пыль с пряников сдувал? Все уже готово, осталось семена закинуть. Ваша задача, детки, — забросить семена в ямки. Только близко к ним подходить нельзя: там опасное для людей излучение, зона повышенного морковного роста. Там наш многоуважаемый СиП, Сумасшедший изверг Профессор, опыты над растениями проводил. Так что будьте осторожны. В опасную зону не заступать!
Участники делятся на две команды, каждая забрасывает по 5 мячей (семян») в обручи. После конкурса опять слышится грохот, гаснет свет. Когда свет зажигается, около огорода» лежит гигантская поролоновая морковь.
Хмык. Да, эта часть моей лаборатории всегда работала безотказно! Какая морковь! Какая красавица! Ай да я, ай да гений! (Поднимает морковь, хочет откусить от нее кусок.)
СиМ (отбирая морковь). Ишь чего удумал! Один хочешь морковь слопать и вырасти? Мы тут с ребятами трудились, лап не жалея, а он!
Открывает морковку и достает для победителей конкурса пакетики с морковным соком.
Пейте на здоровье, растите большими, не чихайте и не кашляйте.
Хмык. Зря.
СиМ. Что зря?
Хмык. Старались вы тут зря. Чтобы вырасти, питаясь морковкой, надо 10 лет только ее и есть. Долго результата ждать. А нам надо немедленно вырасти. Детям в школу в сентябре идти, а школы для муравьев еще не построили. (Смеется.) Но, видно, ничего у нас не получится.
СиМ. Ну почему? Как говорится, если очень захотеть, командой все можно суметь! Вообще-то, мне тоже не очень нравится быть таким маленьким, и каждый вечер я лишу тебе послания. Но в этом бардаке в лаборатории ты их не замечаешь.
Хмык. А как же ты их пишешь, если ручка в 10 раз больше тебя?
СиМ. Я кладу ручку на край стола и вожу не ручкой, а листом. (Показывает.) Хмык. Точно! Мы можем написать послание, сделать самолетик и бросить в окно. Тогда его точно кто-нибудь заметит, прочитает, соберет научный консилиум, и все ученые мира сообща что-нибудь придумают! Кто из вас готов взяться за решение этой задачи?
Набирает две команды по три человека. Они берут 2 огромные ручки, которыми необходимо написать послание S0S на листке. Два человека держат ручку, а третий — лист бумаги. На каждом листе надо написать по одной букве. Затем дети делают из каждого листа самолетик и запускают.
Ну вот и все, теперь остается только ждать, когда кто-нибудь нас спасет. СиМ, Да, уж, долго тебе придется ждать! Этот способ тоже ненадежен. Может, попытаешься починить свой уменьшительно-увеличительный коллайдер? Хмык. Можно попробовать. Чтобы увеличить рост, нам надо набрать вес, массу. А у меня перепуталась вся шкала измерения массы. Мне могут помочь только те, кто родился под знаком зодиака Весы, потому что они, прежде чем что-то сделать, хорошенько все взвесят.
СиМ. Напомни-ка нам, непросвещенным мышам и малышам, а Весы когда празднуют свой день рождения? Хмык. Это те, кто родился в период с 23 сентября по 22 октября. Есть сегодня такие счастливчики в нашей лаборатории?
Выбирают двух участников, можно и из родителей, если нет детей с такой датой рождения.
Вот вам перепутанные единицы измерения массы. Ваша задача, хорошенько все взвесив, разложить их в порядке возрастания, от самого малого веса до самого большого. Если вам удастся исправить шкалу измерения массы, то есть надежда на то, что мы запустим уменьшительно-увеличительный коллайдер. Дерзайте!
На полу нарисованы две стрелки, на которые детям надо разложить в порядке возрастания карточки с единицами измерения массы. Должен получиться такой порядок: карат (0,2 г), унция (28,34 г), фунт (453,59 г).
Грамм, килограмм, центнер (100кг), тонна (1000 кг). Ведущие просят полной тишины в зале, звучит тревожная музыка.
СиМ. О, я чувствую, что набрал вес, я стал тяжелее на целую тонну, я даже лапы еле-еле передвигаю! (Пытается передвигать ноги, но это у него плохо получается.)
Хмык. А теперь надо, сопоставив вес с перпендикулярной проекцией лазерной модуляции луча, воздействовать на рост!
СиМ. Ну ты сказанул, ни за что не повторить!
Хмык. Куда тебе, серенькой мышке. (Медленно движется в сторону табурета.) Где-то на табуретке я оставил несколько магнитов, они просто необходимы мне сейчас. (Упирается в ножку табурета.) Ой, я же забыл, что для меня сейчас табурет высотой с дом! СиМка, что делать? Без тех магнитов мне не починить коллайдер!
СиМ. Что, что… Залезть туда, допрыгнуть! Или есть еще какие-то идеи?
Ответы детей. Приходят к выводу, что магниты с табурета можно достать при помощи еще одного магнита.
Это вы здорово придумали! Сейчас соорудим что-то вроде гигантской удочки. (Достает две длинные удочки, на конце которых привязаны магниты.)
Хмык. И кто же отправится на магнитную рыбалку?
СиМ. Пусть это будут те, кто обладает сильным электромагнитным полем!
Достает настоящий магнит, идет к детям и отыгрывает, будто кто-то из детей очень сильно его притягивает. Выбирает двух человек. Дети при помощи удочек достают с гигантской табуретки магниты. Кто больше соберет, получает приз — магнит. Профессор Хмык крепит магниты внизу сцены в так называемый коллайдер.
Хмык. Отлично! Сейчас будем воз* действовать электромагнитным излучением на рост молекулярной структуры ДНК, при этом сопоставим вес с перпендикулярной проекцией луча, и готово!
СиМ (в зал). Обычно, когда он начинает так говорить, все заканчивается каким-нибудь взрывом, подобным тому, что случился сегодня.
Хмык. Замолчи и не мешай мне!
СиМ. Я лучше постою в сторонке. Я просто боюсь уменьшиться до размера молекулы. Все вещества на земле, и мыши, и люди состоят из молекул. А молекула состоит из еще более маленьких частиц…
Хмык. Кстати, теперь нам необходимо воздействовать на молекулу, но для этого нужно вспомнить, как она выглядит. Кто-нибудь знает, как выглядит молекула?
СиМ. Я знаю! Она выглядит как куча маленьких шариков!
Хмык. Это не куча маленьких шариков, в молекуле они расположены в строгом порядке! (Достает две небольшие стойки, на которых прикреплены по одному надувному мячу. К мячам прикреплен двусторонний скотч.) Представьте, что это модель молекулы, из которой состоим мы с вами. Надо дополнить ее еще более маленькими частицами — атомами, (Выносит много маленьких воздушных шариков.) Но атомы настолько малы, что их не ухватить руками. Сделать это можно только при помощи атомодержателя. (Достает два листа бумаги, сложенные веером.) Цепляем атом атомодержателем и несем к молекуле. Поверьте, сделать это непросто! Атом так и норовит ускользнуть.
СиМ. Тут нужен самый терпеливый юный ученый. Кто вытерпит целую минуту, не шевелясь и даже не мигая? Время пошло.
Всматривается в лица детей. Выбирает двух участников, которые стараются опередить друг друга, прикрепляя шарики к мячу.
Хмык. Сейчас мы будем увеличиваться до обычных размеров.
Профессор помещает всех детей под цилиндр. Туснет свет, раздается звук хлопушки. Когда загорается свет, в руках у профессора — компьютерная мышь. Занавес закрыт.
Поздравляю, мы выросли! А где же СиМ? (Замечает у себя в руках компьютерную мышь.) Ах вот ты где, СиМочка! Над тобой мне еще, видно, придется поэкспериментировать! Пока побудь у меня в кармане. А вас, ребята, я хочу спросить, кто же сделал из вас гигантов мысли? Благодаря кому вы выросли в глазах ваших родителей?
Дети называют учителя.
Давайте скажем за это большое спасибо!
Дети хором благодарят учителя, который поднимается на сцену.
За то, что вы вырастили таких замечательных детей, сделали из них Гулливеров интеллекта, разрешите преподнести от нашей лаборатории роста подарок. Раз дети — цветы жизни, а вы их выращиваете просто замечательно, то вам ничего не стоит вырастить обычные цветы. Вот семена прекрасных цветов, которые будут напоминать вам ваших учеников. Вы даже каждому цветку можете дать имена тех детей, которые учились в этом классе.
Дарит пакетик с семенами каких-либо растений — не последнее дело. Желаю цветов. Далее дети усаживаются на свои места. Слово учителю, который желает большого роста знаний и много настоящих открытий в будущем детям и родителям.